Совокупный спрос и его факторы
Совокупный спрос (AD) – реальный объем производства национальной экономики, который экономические субъекты готовы приобрести при любом возможном уровне цен за определенный период времени. Также совокупный спрос можно определить как планируемый уровень расходов в экономике на конечные товары и услуги.
Рис. Совокупный спрос
Ценовые факторы совокупного спроса:
1. Эффект процентной ставки – рост уровня цен заставляет потребителей и производителей брать деньги в долг. Это приводит к повышению процентной ставки, поэтому потребители откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
2. Эффект кассовых остатков – при повышении цен стоимость финансовых активов падает и население, владеющее ими беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.
3. Эффект импортных товаров – при росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные – растет.
Неценовые факторы:
1) изменение в потребительских расходах:
2) изменения в инвестиционных расходах;
3) изменение государственных расходов (прямая зависимость):
4) изменение в расходах на чистый экспорт.