Международная торговля товарами и услугами
Международная торговля существует как первая форма отношений в мировом хозяйстве. Анализируя международную торговлю, следует остановиться на последствиях участия в ней для экономики страны. Формирование мировой цены - результат взаимодействия предложения и спроса на мировом рынке, которые получают суммированием национальных кривых спроса и предложения. В результате внешней торговли по мировым ценам одни группы населения выигрывают, другие - терпят убытки.
Потребители в результате внешней торговли получают возможность приобретать товар по мировой цене, которая ниже внутринациональной, и в большем объеме. Поэтому они получают чистый выигрыш. Национальные производители данного товара несут потери, так как вынуждены сокращать объем производства и продавать товар по мировым ценам, которые ниже, чем в условиях отсутствия внешней торговли. Интересы страны в целом показывают выигрыш, так как выгоды потребителей превосходят потери производителей данной продукции.
Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:
- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;
- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;
- сокращение удельного веса сырья;
- расширение товарной номенклатуры торговли;
- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;
- увеличение в торговле доли промежуточной продукции, соответствующей отдельным стадиям процесса производства;
- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;
- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;
- формирование новых форм и видов торговли;
- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.